Этот монастырь находится в Тибете, провинция Заскар. Вдали от поселений
и туристических маршрутов. О нем мало кто знает, а когда видишь его первый раз,
то кажется, что он прячется от вашего взгляда, стараясь слиться с высокой скалой,
в тени которой расположился. Шапки снега скрывают крыши строений и размывают
контуры домиков-гнездышек. Говорят, что зимой
на расстоянии его совсем не видно.
Можно пройти совсем недалеко от него и не услышать ни одного звука,
который бы потревожил застывшую на
морозе тишину. Не видно и тропы, идущей к воротам. Под ногами камни с мяч
величиной. Прямо идти не получается. Все время приходиться смотреть под ноги.
Здесь никого не ждут. Но и не выгоняют. И к удивленным лицам привыкли. А
как не удивляться совершенно нетипичным одеждам для этого региона. Монахи
одеты кто во что горазд. Было бы тепло. Как не удивляться отсутствию
изображений Будды или какого-либо
другого божества. Как не удивляться европейским лицам, хотя эти люди, как они
утверждают, из коренных, и поселились здесь еще до прихода тибетских племен. Раньше они называли себя «динлины». Они пересказывают историю
своего народа, идущей от тех времен, когда
охотились копьями с каменными наконечниками. Они посвящены в секреты
изготовления вина из винограда. Как не удивляться тем упражнениям, которые они
делают. Это совсем не йога, хотя многие элементы оттуда. Как не удивляться
камню с высеченными именами всех наставников монастыря за 20 веков.
Но
больше всего меня удивило другое. Каждый наставник имеет право сказать
что-нибудь потомкам по поводу того, каких высот он достиг в совершенствовании своего духа или что-нибудь в
назидание. Но не больше одной фразы. И эту фразу потом непременно высекут на
камне, рядом с его именем.
На камне всего две коротких надписи. Одна переводится как восклицание, которое человек использует либо
от восторга, либо от удивления. Другая надпись переводится как «оно не стоит
того».
Что не сказали нам остальные и почему?!
|